Зачем нужен антифриз и как часто менять в автомобиле охлаждающую жидкость

Антифриз в автомобиле

Разработано Freepik

Общепринятое название для жидкостей, способных не замерзать при низких температурах — антифриз. Единой классификации у таких составов нет, в производстве «незамерзаек» используются разнообразные маркировки и указываются разные допуски. Для улучшения свойств жидкости производители используют антикоррозийные присадки и красители. Сфера применения таких составов достаточно широкая. Они актуальны для установок, эксплуатирующихся при низких температурах, выступают в роли авиационных противообледенителей, а также в качестве средства для омывателя стекол и охлаждения двигателей внутреннего сгорания в автомобилях. В статье расскажем, зачем антифриз нужен, как понять, что пришло время замены охлаждающей жидкости. Как менять антифриз в автомобиле и чем чреваты ошибки.

Необходимость использования антифриза в ДВС связана с тем, что в процессе работы мотор сильно нагревается вследствие сжигания топлива и нужно как-то охлаждать агрегат во избежание выхода из строя. Когда-то охлаждение автомобильных двигателей было воздушным, но такой способ с появлением более мощных моторов стал неэффективным. На место воздушных — пришли жидкостные системы охлаждения. Сначала в них применялась вода, но в связи с ее свойствами обращаться в пар при температуре кипения в 100 °C и замерзать при минусовых значениях возникла необходимость в поисках альтернативы.

Заменителем воды в процессе охлаждения ДВС стали специальные составы — антифризы, которые обладают широким температурным диапазоном. Базовым элементом в них является дистиллированная вода, тогда как стойкость к замерзанию обеспечивают двухатомные спирты — этиленгликоль или пропиленгликоль. Такие охлаждающие жидкости (ОЖ) омывают детали двигателя во время его работы, забирая тепло и тем самым снижая нагревание агрегата.

Пока ОЖ не достигнет рабочей температуры, она идет по малому кругу — через мотор и отопитель. Это нужно для ускорения прогрева агрегата. По мере достижения рабочей температуры открывается клапан термостата, и ОЖ начинает проходить по большому кругу через радиатор, где охлаждается встречными потоками воздуха. Если естественного охлаждения недостаточно, подключается вентилятор. При нагревании жидкость расширяется, ее излишки выбрасываются в расширительный бак. С помощью ОЖ избыточное тепло отводится из мотора, что способствует поддержанию нормальных температурных режимов работы двигателя, а также салона автомобиля.

Несмотря на то, что жидкостная система охлаждения является закрытой, что подразумевает отсутствие контакта ее содержимого с окружающей средой, ОЖ имеет свойство портиться с течением времени. Это связано в первую очередь с тем, что разрушаются присадки, добавленные для антикоррозийной защиты. В результате в систему охлаждения попадают частицы металла и другие вещества от отслоившейся ржавчины, каналы забиваются, устройство начинает хуже справляться со своими задачами. Также на рабочие свойства антифриза негативно влияет добавление воды при падении уровня жидкости. Если так делать регулярно, снижается точка кипения состава и поднимается температура замерзания. Также возникает риск появления накипи и осадка. Избежать такого рода неприятностей помогает регулярная замена охладителя.

Относительно того, как часто менять антифриз, мнения разнятся. В первую очередь, нужно руководствоваться сроком эффективной работы состава, который обозначен на упаковке. Непосредственно работоспособность ОЖ обусловлена стандартом изготовления, составом и способом производства продукта.

Имеющиеся на сегодняшний день ГОСТы не регламентируют срок службы антифризов, а также условия ресурсных испытаний. Они не оговаривают состав и концентрацию присадок, не дают информации о смешиваемости антифризов, а также не дают указаний по цвету охлаждающей жидкости, которую выбирает производитель.

Сертификация антифризов не является обязательной, а носит только рекомендательный характер.

Для антифризов существуют общие стандарты, которые нормируют основные показатели охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля. К ним относятся: это внешний вид, плотность, температура начала кристаллизации, коррозийное воздействие на металлы, вспениваемость и другие.

На практике имеет смысл не только иметь в виду рекомендации производителя, но учитывать степень интенсивности эксплуатации конкретного транспортного средства. Проще говоря, чем чаще используется авто, тем раньше придется менять охладитель. Поэтому большинство производителей кроме ориентировочного временного срока, на который рассчитан хладагент, указывают аналог, выраженный в километрах пробега. Для антифризов стандарта G11 это 60–120 000 км, для G12 — до 250 000 км, для G13— от 250 000 километров и более. Соответственно, для двух первых категорий действует универсальное правило — менять хладагент нужно при достижении максимального значения пробега.

Помимо прочего, существуют признаки того, что ОЖ утратила свои рабочие свойства и пора менять антифриз. Например, если в жидкости появились хлопья, осадок или желеобразные сгустки, пришло время производить замену. Также в автомобилях, которые давно не использовались, необходимо не только полностью слить старый хладагент, но и тщательно промыть контур перед заливкой нового.

Поскольку охлаждающая жидкость призвана предохранять двигатель от перегрева, ухудшение ее рабочих свойств влечет усиление температурного воздействия на детали мотора, что ускоряет их износ. То же касается антикоррозийной защиты, которая уменьшается со временем. В связи с этим выделяется несколько типичных проблем, с которыми сталкиваются водители, вовремя не заменившие хладагент.

Перегрев силовой установки

Элементы двигателя, как правило, рассчитаны на максимальные рабочие температуры в диапазоне 85–90 °C, и когда эти показатели повышаются, возможны следующие последствия:

  • снижение мощности мотора;
  • увеличение расхода топлива;
  • деформация колец и цилиндров;
  • увеличение зазоров между деталями, вследствие чего в масло попадают выхлопные газы, а в коллектор приникает смазка.

При несвоевременной замене антифриза ресурс двигателя сокращается примерно в два–три раза.

Двигатель машины

Разработано Freepik

Усиление коррозийных процессов

Хладагент содержит в составе воду, доля которой со временем увеличивается, что способствует коррозии. Результат такого процесса проявляется в следующем:

  • разрушаются металлические поверхности радиатора и магистралей;
  • снижается пропускная способность каналов;
  • ухудшается работа системы охлаждения, поскольку коррозийный слой обладает более низкой теплопроводностью.

Все это повышает нагрузки на двигатель и сокращает его эксплуатационный срок.

Выпадение осадка и кавитационная эрозия

Если долго пользоваться без замены антифризами на силикатной основе, компоненты жидкости выпадут в осадок. При накоплении такового собирается большое количество кремниевых частиц, создающих абразивный эффект при циркуляции хладагента. Под кавитацией понимается возникновение пузырьков газа в нагретой жидкости. При схлопывании таких пузырьков высвобождается энергия, создающая избыточное давление в контуре, что приводит к разрушению металлических поверхностей и, как следствие, протечкам.

Замена хладагента выполняется в соответствии с регламентом, прописанным в технической документации к авто. Прежде всего, нужно приобрести новую ОЖ, если применяется концентрат, следует разбавить его дистиллированной водой. Процедура осуществляется на ровной площадке при остывшем двигателе. Алгоритм действий следующий:

  • система промывается дистиллированной водой для удаления остатков старого хладагента;
  • заливается нужное количество нового антифриза;
  • для проверки работоспособности охлаждения на предмет корректности поддержки теплового режима запускается и прогревается двигатель до тех пор, пока не заработает вентилятор;
  • проверяется уровень ОЖ в расширительном бачке (если лишний воздух вышел, уровень снизится и нужно будет долить).

Новый антифриз заливается до уровня между минимальной и максимальной отметками. Оптимальным временем для проведения процедуры считается период, предшествующий зимнему сезону, в который мотор испытывает повышенную нагрузку. В остальных случаях замена осуществляется по мере необходимости.

Мы настоятельно рекомендуем менять антифриз только с соблюдением рекомендованного автопроизводителем регламента. В противном случае ошибки будут приводить к дорогостоящим тратам, связанными с двигателем:

  • коррозией,
  • выпадением осадков,
  • блокировкой каналов гелем,
  • кавитацией,
  • застыванием.

Чтобы сэкономить ваше время и деньги, пожалуйста, обратитесь к нашим специалистам в ближайший дилерский центр «Аларм-Моторс».

Надеемся, наша статья помогла вам понять, когда и как менять антифриз в автомобиле правильно. Читайте больше полезных статей в блоге автохолдинга «Аларм-Моторс».

Похожие записи
Роботизированная коробка передач: принцип работы и особенности

Что собой представляет роботизированная коробка передач. Разновидности коробок-роботов. Достоинства и недостатки. Рекомендации по эксплуатации.

10.02.2025
Какой бензин лучше выбрать: отличие 95 от 92

Какую роль играет качество бензина в эксплуатации автомобиля. Разновидности бензина по октановому числу. Специфика АИ-92, АИ-65, АИ-100. Каким бензином лучше заправлять машину.

07.02.2025
Зачем нужен антифриз и как часто менять в автомобиле охлаждающую жидкость

Что собой представляет охлаждающая жидкость в машине и для чего используется. Зачем и как правильно менять антифриз в автомобиле. Как часто нужно это делать.

21.01.2025
Как работает АБС: основные компоненты и принципы действия антиблокировочной системы

Что собой представляет антиблокировочная система в авто (ABS). Как работает датчик АБС и зачем он нужен в машине. Разновидности антиблокировочных систем.

20.01.2025