Все современные автомобили оснащены ABS — anti-lock braking system, что в переводе на русский язык означает «антиблокировочная система». Как работает АБС, из чего состоит и для чего нужна в машине, расскажем в статье.
ABS в авто помогает водителю сохранить контроль над машиной при резком торможении. Благодаря ей снижается риск заноса и потери управления.
Работу ABS можно ощутить при пульсации педали тормоза. При правильной настройке система может справляться с заносами даже более эффективно, чем опытный водитель. В итоге вероятность того, что авто может потерять управление существенно снижается.
Зачем нужна ABS в авто?
АБС в автомобиле выполняет несколько важных функций:
- сохраняет управляемость транспортного средства во время интенсивного торможения, включая экстренное;
- обеспечивает прямолинейное и равномерное торможение машины на неоднородных покрытиях с разным коэффициентом сцепления;
- сокращает тормозной путь на твердых и ровных поверхностях с высоким коэффициентом сцепления.
Таким образом, автомобиль, оснащенный антиблокировочной системой, даже при аварийном торможении на скользких и неровных поверхностях стремится сохранить устойчивость и управляемость. Помимо прочего, продлевается ресурс шин, исключается неоднородное стирание протектора, что бывает при полной блокировке колес.
Как работает АБС
Прежде чем говорить непосредственно о том, как работает блок АБС, имеет смысл разобраться в устройстве системы. Конструкция такого рода устройства, интегрированного в тормоза авто, состоит из нескольких компонентов:
- Магниторезистивные датчики. Информация с них передается непосредственно на электронный блок управления в виде электрического сигнала ШИМ или частотного (в зависимости от производителя системы).
- ЭБУ — электронный блок управления, анализирующий данные с датчиков скорости и рассчитывающий момент блокировки колес. Также устройство следит за давлением тормозной жидкости и регулирует работу клапанов, перекрывающих тормозной контур.
- Модулятор с клапанами — интегрируется в основную тормозную магистраль, при получении сигнала от ЭБУ посредством кратковременных импульсов перекрывает доступ тормозной жидкости, регулируя давление в механизмах тормозов.
- Гидроаккумуляторы (являются частью гидравлического блока) — обеспечивают накапливание тормозной жидкости во время работы клапанов. При работе клапанов в режиме снижения давления тормозная жидкость накапливается в гидроаккумуляторах и далее насосом подается вновь к тормозному механизму.
- Насос — механизм, как правило, кулачкового типа, срабатывающий в момент активации АБС, позволяя восстановить рабочее давление в тормозной системе. Надо понимать, что у насоса два рабочих плунжера, так как в автомобиле применяется два независимых тормозных контура.
Принцип работы АБС на машине достаточно простой. Модуль АБС мониторит постоянно скорости вращения колес посредствам датчиков. При торможении, если модуль регистрирует снижение скорости вращения какого-либо из колес и приближение этой скорости к нулю, он закрывает впускной клапан в рабочий тормозной цилиндр этого колеса, одновременно включая электродвигатель насоса АБС, тем самым ограничивая давление в тормозном цилиндре и следовательно, ограничивая тормозное усилие на этом колесе. Если скорость вращения колеса продолжает стремиться к нулю, модуль АБС открывает выпускной клапан и стравливает тормозную жидкость из рабочего тормозного цилиндра, которая попадает в гидроаккумулятор, тем самым снижая тормозное усилие и позволяя колесу опять начинать разгоняться. Тормозная жидкость нагнетается насосом опять в тормозной цилиндр, давление растет и соответственно тормозная сила, а колесо опять стремится к блокировке (при условии, что водитель продолжает тормозить), цикл повторяется: 1 — ограничение давления, 2 — снижение давления, 3 — нагнетание давления.
Эволюция АБС
Первые АБС были одноканальными, механическими без модуля и датчиков работали только на ведущей оси и одинаково влияли на оба колеса по причине одновременного срабатывания. Наиболее надежной считается четырехканальная конструкция — это устройство с четырьмя датчиками, каждый из которых контролирует свое колесо. Помимо прочего, функционал антиблокировочных устройств расширился за счет разнообразных настроек электронного блока и интеграции EBD (функция ограничение тормозных усилий на задней оси), предотвращая блокировку задних колес первыми и противостоящей возможному заносу. Также к работе ABS были со временем добавлены датчики положения рулевого колеса, сигналы о положении дроссельной заслонки и поперечного ускорения и других. Это позволило интегрировать противобуксовочную систему и ESP, отвечающую за стабилизацию, также она может называться ASR, DSC.
Что делать в случае поломки ABS на авто
Как и любое техническое устройство, антиблокировка может выйти из строя. О неисправности системы просигналит специальный индикатор, расположенный на приборной панели. Как правило, к отказу приводят следующие неисправности:
- обрыв проводки;
- загрязнение или поломка датчиков АБС;
- повреждение зубчатого венца или магнитного кольца на ступице колеса;
- выход из строя ЭБУ.
Самостоятельно провести диагностику АБС при сигнале о неисправности также можно. В первую очередь нужно проверить блок ЭБУ (прочитать ошибки, расположенный рядом с распределителем тормозных усилий, на наличие воды в устройстве и на предмет повреждений корпуса. Аккумулятор при этом должен быть отсоединен. Также самостоятельно можно проверить состояние предохранителей, которые находятся на общей панели под капотом машины и маркированы соответствующим образом. Отсоединение проводов или повреждения датчиков ABS несложно провести, приподняв автомобиль домкратом или поставив на яму в гараже, если таковая присутствует.
Однако если самостоятельная проверка не помогает, не стоит глубже вмешиваться в работу системы. Вы запросто можете по незнанию, что-нибудь испортить и тогда понадобится уже дорогостоящий ремонт, который существенно ударит по вашему карману.
Разработано Freepik
Если аварийный индикатор загорелся, нужно посетить сервисный центр для установления причины неисправности и устранения. Если антиблокировка перестала работать во время движения автомобиля, при интенсивном замедлении стоит соблюдать предельную осторожность.
Как пользоваться антиблокировкой
Сама по себе антиблокировочная система не требует особых навыков вождения. Однако такое устройство может привести в замешательство начинающих водителей малозаметной вибрацией, являющейся следствием работы насосов и клапанов, регулирующих давление в разных частях тормозной системы. Также нужно иметь в виду, что управлять транспортным средством, на котором сработала АБС, становится сложнее — реакции руля на поворот становятся замедленными, их точность снижается. Зато без АБС при блокировке управляемых колес автомобиль полностью перестает реагировать на поворот руля. Соответственно, водитель должен рулить с опережением, если включилась и работает ABS.
Чтобы набраться опыта, рекомендуется потренироваться на пустых парковках или иных площадках с асфальтовым покрытием, когда там нет других автомобилей. Нужно несколько раз выполнить экстренное торможение с резким нажатием на педаль тормоза «в пол». Можно начать с небольших скоростей, чтобы понять принцип. По мере понимания процесса можно переходить к торможению с участием ABS и маневрированием. Оптимально, если такие тренировки будут в разную погоду, чтобы система показала себя на сухом, мокром, скользком и заснеженном асфальте. В дальнейшем эти навыки пригодятся.
Чтобы антиблокировка работала исправно, необходимо соблюдать правила эксплуатации. Важно следить за давлением в шинах, которое должно соответствовать значениям, рекомендованным производителем. Это имеет значение, поскольку точность измерения скорости вращения колес датчиками непосредственно зависит от диаметра качения колеса, который, в свою очередь, напрямую связан давлением в шинах.
Надеемся, наша статья помогла вам понять, как работает АБС на автомобиле. Читайте в нашем блоге другие полезные материалы на автомобильную тематику.