Одной из ключевых характеристик любого автомобиля является объем двигателя. Под этим понятием подразумевается сумма объемов всех цилиндров, в которых происходит сгорание горючего, за счет чего образуется механическая энергия, необходимая для создания крутящего момента. Традиционно объем силового агрегата измеряется в литрах или кубических сантиметрах. На что влияет объем двигателя и какой лучше выбрать, расскажем в статье.
На что влияет объем двигателя
Такой параметр, как объем двигателя, непосредственно связан с двумя другими, также значимыми при выборе машины, — мощностью мотора и крутящим моментом. Под мощностью подразумевается скорость выработки энергии, а под крутящим моментом сила, с которой энергия передается на ведущие колеса. Соответственно, чем больше объем агрегата, тем больше топлива сжигается за один цикл работы, а значит выдается больше мощности и крутящего момента.
Расход горючего и количество выбросов от его сгорания также коррелируют с объемом двигателя автомобиля. Расход обозначает количество горючего, использованное за конкретное время работы силовой установки или на преодоление определенного расстояния. Увеличение объема ДВС прямо пропорционально влияет на потребление бензина или дизеля. Под выбросами понимаются продукты сгорания топлива, выделяемые в атмосферу с выхлопами. Таким образом, чем больше объем мотора, тем больше вредных выбросов он производит.
Взаимосвязь объема и классификации агрегата
Автомобильные моторы классифицируются по ряду параметров. По типу двигатели современных авто подразделяются на бензиновый, дизельный, гибридный и электрический. Количество цилиндров варьируется от одного до двенадцати и более. По расположению цилиндров моторы бывают рядными, V-образными, оппозитными и другими. В свою очередь, объем двигателя обусловлен типом агрегата. Для бензиновых моторов это будет диапазон от одного до трех литров. Дизельные моторы могут достигать четырехлитровых показателей. Для гибридов верхний лимит объема ДВС — два литра. В свою очередь, электромоторы — наиболее компактные. В мировой истории автомобилестроения самым крупным по объему мотором (7,4 литра при шестнадцати цилиндрах) обладал Cadillac V-16. Наименьшими показателями отличился японский Suzuki Alto, трехцилиндровый двигатель которого был объемом пятьсот сорок три кубических сантиметра.
Преимущества и недостатки моторов разных объемов
Понятно, что чем больше объем двигателя, тем мощнее автомобиль, оснащенный таким агрегатом. Крутящий момент у него также будет выше. Такой машине проще развивать высокую скорость, преодолевать подъемы и перевозить грузы. По этой причине наиболее объемными ДВС из моделей широкого потребления обладают внедорожники и пикапы. Однако максимальная скорость, которую способны развивать машины с мощным двигателем, зависит не только от его объема. Ярким примером данного утверждения являются моторы с турбонаддувом. В отличие от атмосферных двигателей, подобные силовые агрегаты созданы для ценителей агрессивной езды. Турбина нагнетает дополнительный воздух в цилиндры, который способствует лучшему сгоранию топливно-воздушной смеси и приросту КПД. В результате при равных объемах турбированные моторы на 30–50 % мощнее, что обеспечивает резкий старт с места и быстрый набор высокой скорости.
Объемом двигателя также традиционно могут похвастаться нишевые маслкары, постепенно исчезающие с рынка как вид. Одно из их достоинств заключается в том, что у таких моторов низкая частота вращения, что благотворно сказывается на долговечности движущихся деталей, а также уменьшает шум и вибрацию. Наконец, крупные двигатели, как правило, более архаичны, а значит в них меньше электроники и дополнительных компонентов, что хорошо в плане надежности и простоты обслуживания.
Из недостатков больших моторов первым делом выделяется повышенное потребление топлива. При сегодняшних тарифах на бензин и солярку этот момент для многих может стать определяющим в вопросе подбора авто. В «зеленую» повестку такие машины не вписываются в силу большого количества вредных выбросов. Хотя сами по себе крупногабаритные ДВС просты в обслуживании, они занимают много места под капотом и препятствуют в доступе к другим компонентам. Также к относительным недостаткам можно отнести следующий факт: чем больше объем двигателя, тем дороже транспортное средство (ТС) и выше налоги на него.
У малогабаритных моторов также имеются свои плюсы и минусы. К первым относятся малый расход горючего, а также небольшие габариты и вес силовой установки, за счет чего упрощается распределение нагрузки на оси. Налоги на авто с такими моторами минимальны, да и стоят эти машины заметно дешевле моделей с более объемными агрегатами. К недостаткам относятся малая мощность, высокая частота вращения, снижающая эксплуатационный срок деталей, и сложность сервиса.
Какой объем двигателя лучше выбирать?
Какую машину брать с точки зрения объема двигателя, решает каждый индивидуально. В таком вопросе следует учесть три основных момента:
- Цели использования ТС — для поездок по городу оптимальны моторы малых и средних объемов. Для этих целей также хорошо подходят экологичные электрокары или авто с гибридным агрегатом. Для междугородных трасс желателен двигатель объемом выше среднего.
- Условия эксплуатации — хорошие дороги не требовательны к мощности мотора, тогда как на бездорожье автомобиль с большим объемом двигателя будет безальтернативной необходимостью.
- Бюджет и предпочтения — при ограниченных средствах достаточно относительно маломощного автомобиля, который экономичнее и в плане сервиса, и по расходу топлива. Если важнее денег — престиж и удовольствие от мощи авто, есть смысл купить модель с крупногабаритным агрегатом, включая атмосферники с турбонаддувом.
Так или иначе, идеальных моторов нет по определению. Но можно подобрать оптимальный для себя, если принять во внимание вышесказанное.