Содержание:
Тридцать лет назад, в начале 90-х годов XX века появился новый тип легкового автомобиля — кроссовер. Этот гибрид совместил в себе черты седана, универсала, хэтчбека и внедорожника. С последним у него более всего сходства, а вот чем они различаются, понятно далеко не всем. Попробуем разобраться, что такое внедорожник и кроссовер, чем отличается один тип авто от другого.
Концептуальные отличия
Несмотря на то, что современные внедорожники и кроссоверы имеют много общего во внешнем виде и некоторое сходство по технической части, они представляют собой разные типы автомобилей. Паркетник (так еще называют кроссовер) изначально предназначен для городских условий и трасс с хорошим покрытием. По сути, это комфортная легковушка, но с более крупным кузовом и в некоторых случаях с претензией на полный привод. К слову, он здесь реализован, как правило, частично — через автоматическое подключение при пробуксовке ведущей оси.
От классического внедорожника кроссовер отличается и другими параметрами. У него ниже клиренс, что ограничивает проходимость, трансмиссия не имеет пониженных передач. Обычно на таких авто устанавливаются низкопрофильные колеса, также указывающие на преимущественно городское предназначение машины. Что касается потребительских внедорожников, то они вышли из категории джипов армейского назначения. Такого рода полноприводные машины появились еще в начале XX века. Во второй половине столетия среди автолюбителей возрастает мода на эти вездеходы, адаптированные к гражданскому использованию. Их начинают производить практически все автомобильные марки, и в 90-е появляется термин «внедорожник» — этим простым словом стали обозначаться джипы во избежание конфликта с компанией Chrysler, владевшей брендом Jeep.
Кузов
Если по внешнему виду кроссовер и внедорожник весьма похожи, то по части конструкции они сильно различаются. У джипов кузов рамный или полурамный, позволяющий равномерно распределять нагрузку, что особенно важно при буксировке ТС в условиях бездорожья. Также такая конструкция предполагает внутреннее размещение узлов авто во избежание их повреждения при езде по кочкам. Рама сама по себе отличается прочностью и долговечностью, автомобили на ее основе легче восстановить после ДТП.
Кроссоверы, в свою очередь, имеют интегрированную конструкцию кузова с цельными лонжеронами, идущими от фронтальной части авто к кормовой, и повышенной жесткостью крутильных валов. Такое решение упрощает вождение на шоссе и городских трассах, но уступает несущей раме в условиях бездорожья. К достоинствам интегрированных кузовов относятся равномерность распределения нагрузки, относительно низкая себестоимость и небольшой вес, что повышает управляемость авто.
Геометрия
На проходимость транспортного средства непосредственно влияют и геометрические показатели. По ним между внедорожниками и кроссоверами также наблюдается разница. Хотя у обоих типов увеличенный клиренс по сравнению с прочими городскими легковушками, угол въезда джипа составляет в среднем 45°–50°, тогда как у паркетника он колеблется от 30° до 36°. Данный показатель зависит от соотношения дорожного просвета и степени выступания свеса. То же относится и к углу съезда. На способность авто преодолевать неровности, не касаясь днищем грунта, также влияет расстояние между передней и задней частью ТС. Чем оно больше, тем меньше угол переката.
По способности преодолевать водные преграды сравнение кроссовера с внедорожником будет вполне предсказуемо в пользу второго. У джипов воздухозаборники размещаются над мотором для предотвращения зачерпывания воды, по бокам над крыльями обычно есть щели дефлекторов. Глубина брода для внедорожников может достигать 50–70 см, тогда как для паркетников этот показатель ограничен 40 см за редкими исключениями.
Клиренс
Одним из главных факторов, обуславливающих проходимость любого типа автомобиля, является дорожный просвет. Чем он больше, тем меньше вероятность, что транспортное средство «сядет на брюхо» при езде по буграм и глубоким лужам. Относительно внедорожников и кроссоверов требования к клиренсу различны: для первых этот показатель должен составлять минимум 20 см, для вторых будет достаточно и 16 см. Следует заметить, что принцип «чем больше, тем лучше» в отношении дорожного просвета отнюдь не универсален и актуален прежде всего именно для вездеходов.
Подвеска
Специфика ходовой части влияет на проходимость машины и определяет ее поведение на дороге в целом. У джипов подвески, как правило, взаимозависимые и более прочные, что улучшает вездеходные качества ТС, но снижает комфорт при езде из-за жесткости конструкции. Найти компромисс производители пытаются за счет технологических усовершенствований. В отличие от типичных внедорожников, кроссоверы имеют независимые подвески, какие ставятся на большинство обычных городских авто. На некоторых полноприводных моделях встречаются полузависимые балки на заднем мосту.
Трансмиссия
Наличие полного привода и характер его реализации обуславливает тип трансмиссии. Аутентичные вездеходы являются полноприводными везде и постоянно, КПП у них чаще механическая. Паркетники же имеют трансмиссию, построенную вокруг многодисковой муфты, позволяющей подключать и отключать передний привод в зависимости от условий езды. Еще одним отличием кроссовера от внедорожника в этой связи является присутствие у последнего демультипликатора передач. Двухступенчатый редуктор устроен таким образом, чтобы нижняя ступень была расположена соответственно. Такая особенность позволяет при одинаковых оборотах поддерживать высокий крутящий момент. Для паркетников демультипликатор не предусмотрен, его функцию иногда берет на себя первая ступень КПП.
Выводы
Сравнение автомобилей подразумевает сопоставление их возможностей в равных условиях эксплуатации. По проходимости и надежности конструкции кроссовер внедорожнику уступает, но суть в том, что он и не претендует на прямую конкуренцию с вездеходами. У паркетника своя ниша, это прежде всего городской автомобиль, комфортабельный, экономичный, легкий в управлении и при этом способный обходиться без асфальта. В свою очередь, такое качество, как проходимость, — главное для джипа. Ради него он готов пожертвовать комфортом и экономией расхода топлива. Таким образом, выбирать между внедорожником и кроссовером имеет смысл по личным потребностям и приоритетному использованию ТС. Сами по себе эти типы автомобилей не лучше и не хуже относительно друг друга, просто они созданы для разных задач и сред.