Как ездить зимой на машине правильно

Как ездить зимой на машине

Согласно статистике, на зимний период приходится наибольшее количество ДТП, что обусловлено сложными дорожными условиями (гололед, снегопад и так далее). Чтобы избежать неприятностей на зимней дороге, следует соблюдать определенные правила. Посмотрим, какие существуют рекомендации на предмет того, как ездить зимой безопасно. Расскажем об особенностях езды по льду, снегу.

Чтобы езда на машине в зимнее время не стала проблемой, первым делом необходимо подготовить авто к сезону. Такое мероприятие включает в себя:

  • замену шин (покрышки покрывают камерные колеса, которые сейчас не применяют) — по мере установления среднесуточной температуры воздуха на улице ниже +5 °С нужно менять резину на зимнюю;
  • залив «незамерзайки» в бачок — чтобы обеспечить хороший обзор в мороз, требуется наличие незамерзающей жидкости стеклоомывателя;
  • замену летних ковриков на зимние — резиновые изделия хороши весной и осенью, но зимой ноги на них скользят, потому лучше использовать коврики из полиуретана.
  • подготовку накидки на лобовое стекло — такое приспособление помогает уберечь стекло от снега и льда, освобождает от необходимости чистить его скребком после снегопада;
  • проверку аккумулятора — нужно убедиться, что устройство хорошо держит заряд, иначе в морозы могут возникнуть проблемы с запуском двигателя.

Также нужно проверить работоспособность печки, отвечающей за тепло в салоне. Не будет лишним и обогрев зеркал, если без него отражающие элементы запотевают или покрываются «узором» на морозе. Это важно для безопасного вождения.

Отдельно стоит сказать о выборе зимней резины. Она бывает двух видов — шипованная и фрикционная. В первом случае покрышки содержат на своей поверхности металлические шипы, что помогает автомобилю в езде по льду, сохранять маневренность и сокращать тормозной путь на скользких участках. Из минусов отмечаются шумность езды по асфальту. Чтобы шипы прослужили долго рекомендуется двигаться плавно, в соответствии с дорожными условиями. Фрикционные шины еще называют «липучками» за способность плотно прижиматься к дороге, обеспечивая максимальное сцепление. Они хороши для езды по снегу, практически не шумят на асфальте, обеспечивают устойчивость машине на растаявшем снеге. На ледяных поверхностях они не просто уступают шипованным покрышкам по устойчивости и длине тормозного пути, но просто беспомощны.

Ручка переключения передач

Когда заходит речь о том, как ездить зимой на машине, в первую очередь говорят о специфике разных видов трансмиссии. От них зависит и стиль вождения, и техника безопасности.

Как ездить зимой, если у вас механическая КПП

Многие автомобилисты считают механическую коробку переключения передач наиболее надежной в условиях зимней езды. Это объясняется тем, что с МКПП водитель может произвольно управлять скоростями, тормозить двигателем и так далее. Для «механики» в зимний период есть правила, которых имеет смысл соблюдать:

  • при трогании машины нужно придержать сцепление дольше обычного, чтобы авто не скользило;
  • при проблемах с началом движения на льду на ровной поверхности можно попытаться тронуться со второй или третьей передачи;
  • не следует переключать передачи в повороте, это чревато заносом.

Чтобы в момент торможения при езде по льду машину не заносило, нужно сбросить газ, почувствовать влияние педали тормоза на направление движения автомобиля, перейти на пониженную передачу, а потом нажимать несколько раз на педаль тормоза, не допуская блокировки колес.

«Автомат» и «робот»: эксплуатация зимой

Для автоматической трансмиссии и роботизированной КПП с вариатором также есть свои рекомендации. Вот некоторые из них:

  • первые десять километров движения на машине с «автоматом» нужно ехать особенно плавно и аккуратно, поскольку максимально четко эта КПП начинает работать после 7–10 км;
  • дистанция с впереди идущими автомобилями должна быть в 2–3 раза больше, чем при езде с механической КПП;
  • перед поворотом следует начинать заблаговременное притормаживание, чтобы коробка успела включить пониженную скорость;
  • во время поворота рекомендуется снизить скорость, это помогает авто выйти в нужном направлении без заноса.

Если на дороге имеется глубокий снег, по мере возможности лучше перейти на ручное управление и продолжать движение на второй или третьей скорости.

Как ездить правильно зимой на машинах с разным приводом

Помимо трансмиссии на езду в зимнее время сильно влияет тип привода. Для каждого из них также есть рекомендации.

Заднеприводные автомобили

Когда задние колеса являются ведущими, фронтальная часть автомобиля, как правило, тяжелее. Соответственно, таким транспортным средствам уйти в занос на скользкой трассе проще. Чтобы выйти из такой ситуации без аварии, нужно не давить на тормоз, а отпустить газ и повернуть руль в сторону заноса, а уже потом выправить траекторию движения. Задействование тормоза может только усугубить проблему. Также можно использовать пониженную передачу и тонко работать с газом, если машина оснащена механической коробкой переключения передач.

Переднеприводные автомобили

Считается, что езда по льду на переднеприводных авто заметно проще, чем на машинах с задним приводом, поскольку первые меньше подвержены заносам. Однако абсолютно от него не застрахованы и эти автомобили. Если занос на переднеприводном авто случился на скорости до 60 км/ч включительно, нужно плавно повернуть руль, немного подгазовывая при этом. При обретении контроля над ТС, можно выводить его в нужную траекторию. Если машина движется с высокой скоростью, при заносе необходимо сбрасывать газ.

Автомобили с полным приводом

По степени проходимости по грязи и глубокому снегу полноприводные машины вне конкуренции. Однако они так же подвержены заносам на скользкой трассе, как авто с передним и задним приводом. Главное — не делать резких движений, не газовать и не жать педаль в тормоз. Сбросьте газ и помогайте рулем. К слову, если такое случилось с вездеходом, исправить ситуацию сложнее. Здесь нужно контролировать и чувствовать одновременно руль, тормоза и обороты, что новичкам весьма сложно. Опытным же водителям можно порекомендовать аккуратно вырулить в сторону заноса и притормозить. Эти манипуляции можно продолжать, прислушиваясь к поведению автомобиля, добавляя или уменьшая обороты, пока не вернется контроль над машиной. Если полноприводное ТС попало в сугроб, лучше не газовать, потому что это повышает риск того, что авто зароется в колею. В таких случаях нужно выезжать враскачку, выжимая и отпуская сцепление.

Сама по себе езда зимой на автомобиле сопряжена со многими рисками и трудностями. Новичкам следует учитывать советы бывалых водителей, а если не хватает навыков вождения или уверенности, имеет смысл воздержаться от управления ТС в гололед, снегопад и прочие осложняющие условия, характерные для зимнего периода.

Мы собрали несколько практических рекомендаций:

  1. Забудьте про летнюю скорость, снизьте ее вдвое!
  2. Потренируйтесь на свободном от других участников движения участке дороге, чтобы поймать связь машины с дорогой.
  3. Старайтесь двигаться в натяг (отпускайте сцепление максимально медленно, а обороты двигателя держите максимально низкими), чтобы сцепление каждого колеса с дорогой было постоянным.
  4. Держите увеличенную дистанцию до впереди идущего транспорта. Пропустить в свой ряд пару машин гораздо безболезненней, чем «поцеловать» задний бампер впереди идущего автомобиля.
  5. Если не заметили знака из-за снегопада или тумана, вы можете оспорить штраф, выписанный инспектором или назначенный по данным с камеры наблюдения.
  6. Останавливайтесь на пять метров до перекрестка (такое расстояние регламентировано ГОСТ), чтобы не было проблем со стоп-линией перед светофором по причине снежного заноса дороги.
  7. Аккуратно пользуйтесь газом на скользкой дороге. При излишнем газе переднеприводную машину может вынести на встречку, а заднеприводную — может занести, и вы увидите правую обочину.
  8. При экстренном торможении не забывайте, что у вас есть система ABS, которая позволит «обрулить» препятствие. Управляйте рулём, даже когда педаль тормоза «нажата в пол».
  9. При подъезде к спускам или подъемам дороги, снизьте скорость из-за возможной наледи и плохой управляемости дороги.
  10. Не пользуйтесь на стоянке ручником, могут примерзнуть задние колодки.
  11. После запуска двигателя, если у вас дизель — не пытайтесь его прогреть стоя на холостом ходу, ничего не получится. Совет: плавно начните движение, чтобы он прогрелся быстрее.
  12. Подъезжая к парковке, включите обдув стекла на «холод», меньше придется его затем «размораживать».
  13. Паркуясь в глубоком снегу, накатайте себе колею, что бы проще было впоследствии выехать.

Будьте аккуратными на зимней дороге. Скоро весна!

Похожие записи
Зачем нужен антифриз и как часто менять в автомобиле охлаждающую жидкость

Что собой представляет охлаждающая жидкость в машине и для чего используется. Зачем и как правильно менять антифриз в автомобиле. Как часто нужно это делать.

21.01.2025
Как работает АБС: основные компоненты и принципы действия антиблокировочной системы

Что собой представляет антиблокировочная система в авто (ABS). Как работает датчик АБС и зачем он нужен в машине. Разновидности антиблокировочных систем.

20.01.2025
Замерзла дверь в машине: что делать и как открыть

Замерзают двери автомобиля — причины. Чего не нужно делать, если замерз замок двери в машине. Как правильно открывать замерзшую дверь авто. Причины и профилактика.

15.01.2025
Уход за автомобилем

Как правильно ухаживать за машиной. Советы по уходу за машиной начинающему водителю. Тормоза, давление в шинах, смена жидкостей, расходников, детейлинг.

09.01.2025