Важную роль в эксплуатации любого транспортного средства, работающего на двигателе внутреннего сгорания, играет качество топлива. Сегодня вопрос о том, каким бензином лучше заправлять автомобиль, встает наиболее остро на фоне ужесточения требований к горючему со стороны новых экологических стандартов. Какой бензин на заправках выбрать. Попробуем разобраться в этой теме.
На что указывает октановое число
Говоря о бензине, прежде всего следует прояснить вопрос об индексах 92, 95, 98, 100 и прочих, отражающих октановое число. Это понятие означает стойкость конкретного типа топлива к детонации. Если упростить, то речь идет о том, насколько бензиновая смесь способна ровно гореть при сжатии без эффекта взрыва, деструктивно сказывающегося на деталях двигателя. Более высокий индекс указывает на то, что топливная смесь под давлением горит равномернее и дольше.
Детонационная стойкость, в свою очередь, обуславливается качеством основы бензина, которую получают из нефтяного сырья, и особыми присадками. По ним тот же АИ-92 заметно отличается от АИ-95. Для каждой марки горючего предназначены свои очищающие и стабилизирующие добавки, призванные, в том числе, снизить количество нагара на свечах зажигания и клапанах. Помимо прочего, по октановому числу наблюдается отличие и в мощности авто. У машин, работающих на 95-ом бензине, сокращается время разгона примерно на 7% в сравнении с ТС на 92-ом.
Стандарты топлива
Сейчас в России действуют стандарты ГОСТ 51105-97 и 51866-2002, регулирующие качество бензиновых смесей по содержанию серы, бензола, ароматических углеводородов и других компонентов. Введение таких стандартов связано с «зеленой» повесткой, направленной на максимальное сокращение вредных выбросов ДВС в окружающую среду. Еще более строгими стандартами являются Евро-5 и Евро-6. В этой связи между предлагаемыми на заправках обычным бензином АИ-95 и 95 Евро могут наблюдаться отличия при одинаковом индексе.
Ко второй разновидности предъявляются более жесткие требования в плане содержания серы и других токсичных компонентов, использованного сырья и технологии производства горючего. Так, по этим требованиям запрещен к продаже на заправках этилированный бензин с высокотоксичным тетраэтилсвинцом в качестве присадки. В 95 Евро включены стабилизаторы, препятствующие образованию отложений, окислению и деградации топлива, а также добавки, улучшающие процесс сгорания. Такое неэтилированное топливо не только помогает решать экологические задачи, но и продлевает жизненный цикл двигателя. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с турбированными моторами и устройствами непосредственного впрыска горючего.
Если сравнивать обычный АИ-95 и 95 Евро «в лоб», то обнаруживаются следующие отличия:
Состав
- АИ-95 — в основе лежит углеводородная смесь, в том числе алканы, циклоалканы, ароматические и изопарафиновые углеводороды, а также стабилизаторы, обеспечивающие минимальный нагар и стабильное горение смеси.
- 95 Евро — характеризуется сниженным содержанием серы, бензола, ароматических углеводородов, а также наличием высокоэффективных присадок, поддерживающих чистоту топливной системы.
Экологические характеристики
- АИ-95 — допустимый по ГОСТ уровень токсичных выбросов.
- 95 Евро — соответствие стандартам Евро-5 и Евро-6 с еще более низким количеством вредных выбросов.
Влияние на состояние мотора
- АИ-95 — обеспечивает стабильную работу ДВС, но при долгой эксплуатации вызывает отложения на клапанах и свечах зажигания.
- 95 Евро — за счет современных моющих присадок предотвращает образование отложений и способствует чистоте форсунок и камеры сгорания.
Какой бензин выбрать на АЗС: 92 или 95
Если выбирать между этими разновидностями 95-го бензина с точки зрения экономии денег, то картина будет двоякой. С одной стороны, цена 95-го Евро на АЗС более высокая, нежели у обычного, что скажется на бюджете при постоянной эксплуатации авто. С другой — это горючее поможет сэкономить деньги в перспективе на обслуживании и ремонте мотора, а также повысить его производительность и снизить токсичные выхлопы.
Максимально экологичным и полезным для ДВС авто считается дизель или бензин с приставкой ЭКТО, которое содержит в своем составе присадки, позволяющие снизить количество образующихся в двигателе опасных веществ и защитить мотор от нагара. ЭКТО касается и высокооктановых смесей, и более дешевого АИ-92, поскольку очищающие свойства реализуются за счет добавок и не связаны с индексом топлива. Также в категориях 92, 95 и 100 представлен продукт премиальный «Пульсар» производства компании «Роснефть», рекомендованный к применению в автомобилях с высокофорсированными двигателями.
Не такие распространенные, как АИ-92 и 95, марки АИ-98 и 100 были разработаны для автомобилей, способных выдавать максимум мощности за счет роста давления в камере сгорания. Как правило, это гоночные машины и модели с турбонаддувом. Для рядовых пользователей эти марки не актуальны. Что касается нестандартных индексов 87, 89 или 93, то такие пометки можно встретить на топливных крышках авто, ввезенных в РФ в формате «серого» импорта или иным неофициальным путем. Как правило, это автомобили из США, где свой способ классификации топлива. По ней 87-ой, 89-ый и 93-ий бензин будет соответствовать 92-му, 95-му и 98-му.
Что будет, если заливать не то горючее
Рекомендации производителей относительно заправки той или иной модели автомобиля даются не случайно. Разные двигатели нуждаются в разном топливе. Если атмосферный мотор с небольшой степенью сжатия «напоить» высокооктановым бензином, лучше от этого он работать не станет. Хотя бы потому, что его система зажигания не приспособлена к такому топливу. Если долго использовать высокооктановое горючее с таким ДВС, высока вероятность прогара клапанов, перегрева свечей и поломки каталитического нейтрализатора.
И наоборот — мощным агрегатам с высокой степенью сжатия и большим давлением наддува нужен для полноценной работы бензин с более высоким октановым индексом. Вероятность детонационного горения повышается на низкокачественном топливе. Повышается вероятность того, что форсированный мотор будет детонировать, а попытка блока управления скорректировать неоптимальный режим приведет к потере мощности и лишнему потреблению энергоносителя. Постоянная езда на низкооктановом горючем для таких авто чревата преждевременным износом поршней и выходом из строя катализатора.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в вопросе, какой бензин выбирать, стоит руководствоваться прежде всего двумя моментами: заливать топливо, указанное в инструкции заводом-производителем авто. А также заправлять автомобиль только на АЗС известных брендов, которые ответственно подходят к контролю качества продаваемой ими продукции.