Что такое AWD, FWD, RWD и 4WD. Разберемся, что собой представляет каждый вид привода автомобиля, какие плюсы и минусы у них имеются. Какой привод у машины лучше.
Что такое привод авто
Привод машины — это система, передающая крутящий момент от двигателя к колесам. Изначально автомобили были заднеприводными, но еще в 30-х годах XX века инженеры поставили перед собой задачу по улучшению управляемости авто с одновременным снижением себестоимости моделей. Таким образом появился передний привод на машинах марок Citroen и Cord. Сегодня вариантов гораздо больше. Автолюбителям приходится иметь дело с аббревиатурами AWD, FWD, RWD и 4WD, каждая из которых обозначает определенный тип передаточного механизма.
Достоинства и недостатки заднего привода
Чтобы более-менее объективно рассматривать данный вопрос, стоит вспомнить его историю. Первые автомобили появились в конце XIX века, когда способов передачи крутящего момента на управляемые колеса не существовало, потому что не было доступных технологий для воплощения такой идеи. Соответственно, задний привод на тот момент был безальтернативным. Техническая реализация его упрощалась за счет того, что моторы у первых авто чаще располагались в пределах колесной базы ближе к задней оси. Такие модели из-за смещения центра тяжести назад испытывали проблемы с устойчивостью.
Механизм приводов машин первых поколений имел, как правило, цепную или ременную передачу, не особенно эффективную, поскольку наблюдались значительные потери мощности и динамики. Ситуация исправилась с внедрением технологии передачи крутящего момента посредством карданного вала. Так возникли авто с компоновкой двигателя в передней части с задней ведущей осью, и эта схема, обозначать которую принято аббревиатурой RWD (Rear Wheel Drive), успешно работает по сей день. Справедливости ради стоит заметить, что заднемоторные модели продержались на рынке достаточно долго — спад их популярности приходится только на 1950-е годы.
Преимущества RWD следующие:
- Равномерное распределение массы — благодаря тому, что поворачиваемость в таких авто ближе к нейтральной, транспортное средство проявляет предсказуемость в поворотах. Также за счет одинакового распределения нагрузки на колеса тормозные механизмы изнашиваются более ровно, что снижает расходы на сервис.
- Высокая разгонная динамика — на машинах с приводом типа RWD меньше вероятность пробуксовки на старте и хороший потенциал для реализации мощности мотора.
- Эффективный подъем в гору — основная нагрузка при въезде авто на возвышенность приходится на ведущие колеса, что положительно сказывается на динамике и экономии расхода горючего.
- Простота управления в критической ситуации — логика действий на заднеприводных автомобилях совпадает с инстинктивными реакциями водителя, что снижает вероятность аварии.
- Меньший радиус разворота — маневренность повышается за счет того, что несвязанные с двигателем передние колеса могут поворачиваться на больший угол.
Недостатки у машин с RWD тоже имеются. В число основных входят вероятность пробуксовки передних колес при разгоне и потенциальная возможность юза при торможении авто с перегрузкой задней оси. На скользких дорожный покрытиях езда на машинах с задним приводом требует опыта и специальных навыков.
Плюсы и минусы переднего привода
Первые опытные образцы автомобильной техники со схемой FWD (расшифровка — front wheel drive) оснащались шарнирами равных угловых скоростей, но на то время технологии производства сплавов и обработки металла были недостаточно эффективными, что снижало надежность таких деталей. Поэтому ШРУСы заменили на короткие карданные валы. Компоновка машин с передним приводом, известная сегодня, появилась не в одночасье, а сформировалась постепенно, примерно в период с 1961 по 1974 год, когда на рынок вышел Volkswagen Golf с расположенными на одном горизонтальном уровне валами мотора и трансмиссии.
Достоинства FWD:
- Снижение себестоимости — за счет упрощения конструкции авто с передним приводом стали дешевле и для производителя, и для покупателя.
- Увеличение полезного объема — перенос всех компонентов трансмиссии в переднюю часть автомобиля позволяет опустить пол в салоне, увеличив его пространство.
- Улучшение проходимости — основная масса приходится на ведущие колеса, увеличивая пятно контакта и уменьшая вероятность пробуксовки.
- Сокращение массы — отсутствие карданного вала снижает массу транспортного средства.
- Повышение управляемости — на скользкой дороге меньше риск заноса за счет нагруженности передних ведущих колес.
Недостатки переднеприводных авто обусловлены их спецификой. В этих машинах сложнее добиться равномерного распределения веса между осями, что влечет за собой определенную неповоротливость и более быстрый износ передних тормозов. Схема выхода из заноса у таких авто сложнее, чем у заднеприводных — вместо инстинктивного нажатия на тормоз здесь нужно задействовать педаль газа. Тем не менее достоинства FWD перевешивают, и сегодня передний привод доминирует в моделях городских автомобилей. Среди таких популярных моделей можно упомянуть, к примеру, новые кроссоверы бренда CHERY из линейки Tiggo или седан Arrizo 8.
Сильные и слабые стороны полноприводных машин
Теперь посмотрим, что такое AWD и в чем его специфика. Данная аббревиатура (all wheel drive) означает, что крутящий момент передается на все оси. Такая схема актуальна в первую очередь для внедорожников. Определить, что на машине реализован полный привод, можно по соответствующему знаку на кузове. Изначально машины со схемой 4х4 были в большинстве своем рабочим армейским транспортом. Сегодня их классификация довольно обширна.
Способ реализации полного привода внедорожников также имеет отличия. У отдельных моделей, таких как Omoda C5, он может быть подключен по мере необходимости, хотя приоритетным у этого авто является передний привод. У других машин передача на все колеса обеспечивается постоянно. В рамках традиций собран, к примеру, новый внедорожник TANK от бренда Great Wall, с рамной конструкцией и полноценным классическим приводом 4х4.
Преимущества AWD:
- Повышенная проходимость — передача крутящего момента на все колеса позволяет автомобилю преодолевать практически любое бездорожье. У моделей с блокирующим дифференциалом для движения достаточно сцепления с поверхностью одного колеса.
- Улучшенная управляемость — на скользкой поверхности машины с приводом AWD ведут себя увереннее прочих, что позволяет им вписываться в повороты на более высоких скоростях.
Из относительных минусов выделяются прежде всего сложность конструкции и повышенная масса таких вездеходов. Для реализации полного привода необходимо кроме кардана обеспечить авто межосевым дифференциалом и раздаточной коробкой передач, что естественным образом повышает себестоимость и рыночную цену модели. Увеличение массы приводит к повышенным расходам топлива и ограничениям в плане скоростных характеристик. Помимо прочего, у машин с полным приводом неоднозначные отношения с заносами. Сами по себе они устойчивее на скользкой трассе, но если входят в занос, то вернуть их в нужное положение бывает сложнее, чем более предсказуемые и легкие авто с FWD и RWD приводами.
Какой привод автомобиля лучше
Относительно того, какой привод машины лучше, сказать однозначно нельзя. Каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны. Какой из них выбрать, в конечном итоге решает для себя каждый автовладелец в соответствии со своими задачами. Чтобы не ошибиться, желательно понимать специфику и возможности приводов, а при возникновении вопросов, узнавать их решение у специалистов.