Вопрос выбора покрышек актуален для каждого автовладельца. В продаже представлен широкий ассортимент изделий разного типа, и какой из них окажется наиболее подходящим, зависит от многих сопутствующих факторов. Так, для определенного времени года предназначены свои шины, которые подразделяются на летние и зимние. Последние, в свою очередь, бывают фрикционными или шипованными. И те, и другие призваны обеспечить безопасное вождение на заснеженной дороге и в гололед, но их функционал реализован по-разному. Чтобы разобраться, какой вариант наиболее подходящий, проведем прямое сравнение и выясним, чем они отличаются друг от друга, какие имеют плюсы и минусы.
Шипы или липучки?
Что касается шипованных покрышек, на первый взгляд все понятно даже тем, кто не имеет никакого отношения к автомобилям. Эти шины обладают шипами, что позволяет машине сохранять курсовую устойчивость на зимней трассе и обеспечивать относительно короткий тормозной путь даже на льду. Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что все не так просто и есть нюансы. Что касается объективных преимуществ шипов, то они выглядят следующим образом:
- высокая управляемость авто на дорогах с плотным снегом и слоем льда;
- быстрый разгон на скользком дорожном покрытии;
- надежное торможение в условиях гололеда;
- хорошее маневрирование на извилистых трассах со снежным настом.
Чтобы сравнение зимней шипованной и нешипованной резины было непредвзятым, только достоинствами ограничиваться не стоит. У всего есть две стороны, и колеса — не исключение. Недостатки шипов, как и преимущества, обусловлены особенностями конструкции таких покрышек. К минусам относятся:
- снижение управляемости на мокром дорожном покрытии;
- высокий уровень шума в салоне автомобиля при езде по асфальту;
- ускоренный износ покрышек вследствие выпадения шипов;
- повышенный расход горючего транспортным средством.
Также к минусам можно отнести запрет эксплуатации этих шин в некоторых странах Евросоюза, поскольку они портят поверхность дороги при езде по чистому асфальту. Тем, кто предпочитает путешествовать за границу на собственном авто, этот нюанс необходимо учитывать.
Продолжая рассматривать вопрос различий между шипами и липучками, обратим внимание на нешипованные покрышки. Нередко их относят к всесезонным. Благодаря своему свойству обеспечивать повышенное сцепление с дорогой эти колеса получили в народе прозвище «липучки». Более корректно называть их фрикционными (от английского «friction», означающего «трение»). Отсутствие шипов компенсируется здесь большим количеством глубоких поперечных ламелей в резине, более мягкой, чем обычная. Под весом машины и под воздействием температуры окружающей среды ламели расширяются, а в месте контакта покрышки с дорогой образуется вакуум, «приклеивающий» колесо к поверхности.
В числе однозначных достоинств «фрикционок» следует отметить:
- одинаково надежную устойчивость как на сухой трассе, так и на мокрой;
- малую шумность во время движения транспортного средства;
- отсутствие влияния на расход топлива;
- безвредность для дорожного покрытия;
- более медленный износ у липучки, чем у шипованной покрышки.
Также к преимуществам фрикционных шин относится их всесезонность. Колеса с шипами ею не обладают по объективным причинам. Особый состав резины таких покрышек позволяет им не утрачивать технологических свойств на раскаленном асфальте летом. Главный, если не единственный, эксплуатационный недостаток данного типа шин проявляется на обледенелой поверхности и на плотном скользком насте. Здесь липучки проигрывают шипам по устойчивости на дороге, а также по длине тормозного пути и динамике разгона.
Выбор колес относительно области применения
Сравнение разновидностей автомобильных покрышек следует проводить с учетом конкретных условий их эксплуатации. Именно в них в полной мере проявляются конструкционные особенности шин и разница между ними. Шипованные колеса наиболее подходят для езды по пересеченной местности и проселочным дорогам, как правило, заснеженным и с большим количеством льда. В подобных условиях шипы лучше липучек справляются с заносами авто в поворотах и пробуксовками, да и в целом позволяют вести автомобиль более уверенно. Если ставить такие колеса на внедорожник или кроссовер с полным приводом, никакое зимнее бездорожье его не смутит.
Напротив, для условий города будет предпочтительным использование фрикционных шин. На очищенных от наледи и снега трассах эти покрышки способны обеспечивать отличное сцепление даже при температуре −30 °C за счет высокой эластичности резины. Однако, не только морозы свойственны зиме, но и оттепели. И в такие моменты снова обостряется вопрос, что лучше — шипованные или нешипованные колеса. При всех своих достоинствах «фрикционки» склонны к проскальзыванию в лужах, что непосредственно влияет на торможение и время набора скорости. Впрочем, поведение автомобиля в подобных ситуациях зависит не только от покрышек. Значение имеют тип привода у транспортного средства (передний, задний или полный), опытность водителя и другие факторы.
Какие выбрать шины
Российские зимы в последнее время проявляют тенденцию к потеплению, и редко когда температура в европейской части страны падает ниже −10 °С. Подобные климатические условия также оказывают влияние на выбор между шипованными покрышками и липучками. Те автовладельцы, у каких в приоритете находятся повседневные передвижения по городу, все чаще отдают предпочтение «фрикционкам», подходящим практически под любой сезон, в отличие от сугубо зимнего конкурента. В свою очередь, любители дальних зимних путешествий либо сельские жители вполне обоснованно выбирают шипы.
Относительно того, что дешевле, — шипы или липучки — сказать однозначно бывает сложно. С одной стороны, фрикционные покрышки обычно изготавливаются из более качественного каучука и часто стоят дороже, особенно с поправкой на свое импортное происхождение. С другой — они изнашиваются медленнее шипованных и по результату продолжительности эксплуатации могут оказаться более экономичными. На долговечность липучек непосредственно влияет степень мягкости резины. По этому показателю отличаются друг от друга «фрикционки» скандинавского и европейского типа (первые жестче).
Пытаться выяснять, какая шина лучше, шипованная или липучка, — дело неблагодарное. Каждая из них хороша по-своему и профилирована под определенные условия эксплуатации. Выбирая зимнюю резину, имеет смысл взять тот тип покрышки, который наиболее соответствует местной климатической специфике и приоритетному режиму вождения.