Автомобильные двигатели внутреннего сгорания подразделяются на два основных типа: бензиновые и дизельные. Каждый из них имеет свои специфические особенности, которые в свою очередь, обуславливают преимущества и недостатки этих силовых установок. Чтобы выбирать между бензиновым и дизельным двигателем, нужно понимать принципы их функционирования и рассматривать варианты применительно к конкретному автомобилю.
Различия в работе систем питания ДВС
Бензиновые моторы запускаются посредством воздушно-топливной смеси, образующейся в коллекторе. Пары воздуха и топлива смешиваются в финальной фазе такта сжатия и расходуются по всему объему цилиндра. Температура смеси достигает порядка 500 °С, но для ее возгорания требуется посторонняя помощь. Ее оказывают свечи зажигания, подающие искру, воспламеняющую рабочую среду.
Агрегаты, использующие в качестве топлива дизель, функционируют несколько иначе. Здесь сжатие воздуха происходит непосредственно в цилиндре. При этом давление составляет 30–50 бар, а температура нагрева топлива достигает 900 °С. Распыление солярки из форсунки производится перед верхней отметкой, при этом гетерогенная горючая смесь воспламеняется сама, без стороннего вмешательства. Таким образом, одним из основных аспектов того, чем отличается дизельный двигатель от бензинового, является отсутствие в нем свечей как таковых. Это, в свою очередь, делает агрегат независимым от электроники и нечувствительным к влаге.
Мощность и КПД
При сравнении бензиновых и дизельных двигателей приоритетным будет сопоставление их по мощности и производительности при одинаковом объеме мотора. При прочих равных получается, что у агрегатов, работающих на бензине, больше лошадиных сил, в то время как у дизельных оказывается более высоким крутящий момент. Непосредственно в эксплуатации эти различия проявляются следующим образом:
- машины на бензиновом моторе способны быстрее разгоняться;
- авто на дизеле хорошо справляются с длительной нагрузкой без потерь мощности.
Также дизельные агрегаты позволяют сохранять ровную тягу на любых оборотах, что положительно сказывается на плавности хода транспортного средства. Что касается сравнительного анализа КПД, то здесь также содержится ответ на вопрос, чем дизельный двигатель лучше бензинового. За счет более высокой степени сжатия горючей смеси моторы на солярке выигрывают на 40% по коэффициенту полезного действия и на 20% по расходу топлива.
Отличия в работе ДВС в зимнее время
Низкие температуры сказываются на бензиновых моторах в меньшей степени, чем на дизельных. Вторые проявляют чувствительность к морозу в частности и температурным перепадам в целом, хотя в настоящее время есть специальные виды дизтоплива, способные нивелировать этот недостаток. Если сравнивать напрямую, то у бензиновых агрегатов трудности с запуском наблюдаются обычно ниже минус 40 °C, тогда как у дизельных такая проблема часто имеет место и в минус тридцать. С другой стороны, по причине отсутствия необходимости в искре для работы моторы на солярке не боятся конденсата и влаги. Поддерживать хорошую работоспособность силовой установки на морозе помогают современные нагревательные системы, аккумуляторы и стартеры повышенной мощности.
Потребление горючего и экологичность
По вполне объективным причинам дизельные моторы более экономичные, они тратят топлива меньше в среднем на двадцать процентов. Этому способствует более высокий коэффициент сжатия смеси. Правда, сейчас по стоимости бензин и солярка отличаются мало, почему это преимущество проявляется не так сильно, как раньше. С точки зрения экологической безопасности выбор между бензиновым и дизельным двигателем также делается в пользу второго. Современные ДВС на солярке оснащаются эффективными сажевыми фильтрами, чистота их выхлопа соответствует нормативам Евро-4 и Евро-5.
Требовательность к качеству топлива
Среди достоинств бензиновых моторов выделяется их неприхотливость к качеству горючего. Например, если дизели чувствуют разницу между зимним и летним типом топлива, то для бензиновых ДВС такой дифференциации попросту нет. Чистота смеси также имеет принципиальное значение для дизельных агрегатов. Бензиновые способны работать с топливом с более низким октановым числом и с посредственными присадками без ущерба для себя.
Надежность и стоимость обслуживания
Объективная оценка ресурса, закладываемого в дизельные моторы, показывает их явное преимущество перед бензиновыми агрегатами. Если у первых он составляет в среднем 300–500 тысяч километров, то у вторых всего 150–250 000. Это объяснятся особенностями моторов: солярка сама по себе обеспечивает дополнительную смазку деталям ДВС, плюс цилиндры, коленвал и другие важные элементы таких агрегатов изначально более надежны. А вот в плане обслуживания бензиновый двигатель более выгодный: расходники и запчасти для него не такие дорогие, сама силовая установка проще по конструкции.
Конкурентные преимущества
При кратком сравнительном анализе можно выделить основные плюсы рассмотренных ДВС. У бензиновых это будут:
- способность быстро разгоняться;
- небольшая шумность;
- терпимость к качеству рабочей смеси;
- легкость запуска в мороз;
- невысокая стоимость ремонта.
Относительно того, чем дизельный двигатель лучше бензинового, следует обратить внимание на несколько моментов. Среди них отметим:
- нет многих эксплуатационных проблем по причине отсутствия системы зажигания;
- более высокие КПД и крутящий момент;
- небольшой расход топлива;
- больший ресурс работы;
- меньшее загрязнение воздуха.
Окончательную точку в ответе на вопрос, что предпочесть — бензиновый или дизельный двигатель, будет ставить конкретный покупатель по личным соображениям. Один станет хорошим выбором, если есть цель сэкономить на сервисе и не сильно заботиться о качестве топлива, другой оправдает свою стоимость повышенной надежностью. На сегодня, по статистике, купить авто на бензиновых ДВС предпочитает подавляющее большинство водителей (91% против 7% на дизеле). В целом оба типа агрегатов обладают важными достоинствами, позволяющими им поддерживать паритет.