Систему, использующуюся в современных автомобилях с целью обеспечить движение транспортного средства с постоянной заданной скоростью, принято называть круиз-контролем (КК). Такое устройство работает в автоматическом режиме и не требует вмешательства человека. Это удобно и снижает напряжение водителя, поскольку у него отпадает необходимость внимательно следить за скоростным режимом. Особенно такая польза от системы проявляется в поездках на дальние расстояния. Кроме уменьшения усталости cruise control способствует экономии топлива за счет того, что машина движется ровнее, чем при обычном управлении.
Первые устройства, контролирующие скорость транспортного средства, появились на американских автомобилях еще в 1958 году. Они были известны, как Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic, а также Auto-pilot. Массовая установка ранних версий круиз-контроля началась в 60-х годах прошлого века. Рассмотрим подробнее, что такое КК и для чего он нужен в современных реалиях.
Принцип работы на автоматической и механической трансмиссиях
По своей сути система КК — это сервопривод с отрицательной обратной связью, запоминающим положение педали акселератора и актуальной скорости. Когда этот показатель уменьшается, электроника подает сигнал на привод о подаче газа. При его увеличении команда будет обратная, выполняется торможение двигателем. В первых модификациях круиз-контроля, изобретенного Ральфом Титтором, поддерживать нужный скоростной режим помогало отслеживание оборотов вращения троса спидометра и карданного вала. На основе этих данных осуществлялась регулировка с помощью специального электродвигателя дроссельной заслонки. Сегодня для этой цели, как правило, используются вакуумные устройства, адаптированные под современную технику.
Технически оснащение круиз-контролем доступно для любого автомобиля по мере необходимости, но в большинстве случаев это происходит на этапе сборки транспортного средства на заводе. Работает система как на «механике», так и на автоматической КПП. В первом случае функционал КК ограничен спецификой механической трансмиссии. Здесь водителю авто приходится принимать участие в переключении передач в определенных ситуациях, например, при подъеме в гору или съезде с нее. Работа круиз-контроля на «автомате» более удобна для водителя транспортного средства, поскольку не требует его вмешательства в процесс. Устройство самостоятельно будет переходить на нужное количество передач вверх или вниз в зависимости от того, находится машина на подъеме или на спуске.
Как пользоваться системой
Управление КК осуществляется в современных авто посредством кнопок, расположенных на многофункциональных рулях или с помощью отдельных переключателей. Чтобы привести в действие систему, необходимо выполнить ряд манипуляций:
- включить круиз-контроль посредством перевода кнопки в положение ON;
- набрать нужную скорость (обычно ее показатель должен быть не менее 40 км/ч);
- выполнить запуск КК путем переведения кнопки или рычажка в положение SET;
- отпустить педаль газа.
Хотя принципы функционирования круиз-контроля являются общими, конкретные устройства могут иметь индивидуальные особенности работы, которые должны быть отражены в инструкции по эксплуатации. Например, в отдельных системах можно увеличивать или уменьшать заданный скоростной режим непосредственно с рулевого колеса, удерживая кнопку определенное время. Возврат к прежнему режиму осуществляется включением кнопки Resume.
Отключение КК происходит, как правило, при нажатии на педаль тормоза или сцепления, если у автомобиля коробка передач механического типа, при срабатывании ESP или ASR, а также в случае нажатия на кнопку «пауза» или при переводе селектора автоматической КПП в положение N. Если в процессе движения необходимо превысить заданную скорость (например, при обгоне), водителю достаточно нажать педаль акселератора. При его отпускании устройство вернет транспортное средство к установленному ранее скоростному режиму.
Разновидности КК
Существует два типа круиз-контроля — пассивный (РСС) и адаптивный (АСС), который также называют активным. Друг от друга они отличаются принципом работы и возможностями. Первый используется уже более пятидесяти лет и считается устаревшим. Функционал PCC ограничивается поддержанием скорости автомобиля независимо от внешних факторов, отключаться самостоятельно по мере изменений дорожных условий такая система не в состоянии. В свою очередь, адаптивный круиз-контроль представляет собой интеллектуальное устройство, способное не только поддерживать на одном уровне скорость авто, но также отслеживать режим движения транспортного средства, идущего впереди, что позволяет сохранять безопасную дистанцию.
Адаптивный КК, в отличие от обычного, может самостоятельно тормозить или давать оповещение водителю о такой необходимости. Как правило, 40 % тормозной мощности находятся в компетенции устройства, остальные 60 % являются прерогативой автомобилиста. Выбор скорости и расстояния до впередиидущего ТС осуществляется посредством специального радара, связанного с бортовым процессором. Замедление авто происходит в автоматическом режиме при сокращении дистанции. Когда дорога освобождается, машина начинает ехать с прежней предустановленной скоростью. Наиболее продвинутые КК способны не только оценивать расстояние между автомобилями, но и контролировать корректность движения ТС относительно дорожной разметки.
Как проверить круиз-контроль на автомобиле
Сегодня автомобили по большей части оснащены устройствами, оповещающими о собственных неисправностях. Если КК выходит из строя, на приборной панели загорается соответствующий значок оранжевого цвета. Начинать поиски поломки рекомендуется с проведения диагностики посредством специального сканера. По кодам ошибок несложно правильно определить, где именно кроется проблема. Что они означают, прописано в документации оборудования. Помимо прочего, при неисправностях круиз-контроля рекомендуется сделать следующее:
- проверить целостность предохранителя и вакуумной лампы;
- почистить контакты органов управления авто;
- оценить состояние проводов, ведущих к органам управления КК;
- проверить исправность концевого выключателя на педали тормоза.
Как правило, причиной поломки КК становятся механические повреждения вакуумной системы или проводки. На некоторых моделях авто присутствует устройство самодиагностики, что значительно упрощает процесс поиска неисправностей. Чтобы наверняка решить проблему грамотно и не усугубить положение, следует идти к профильным мастерам, например, в сервисный центр «Аларм-Моторс».
Ограничения на применение
Хотя КК существенно помогает обеспечивать безопасность движения, это не значит, что с водителя снимается ответственность за дорожную ситуацию. Также следует помнить, что в чрезмерно активном и неравномерном трафике и прочих сложных дорожных условиях эксплуатация системы исключается. Запрет на использование круиз-контроля касается следующих ситуаций:
- повышенная плотность дорожного потока;
- недостаточная видимость вследствие тумана, снега или дождя, а также низкой степени освещенности в ночное время;
- извилистые дороги, подъездные пути и съезды;
- трассы с плохим сцеплением;
- аварийное состояние дорожного полотна;
- сложные дорожные условия.
Полный перечень случаев, не допускающих применение КК, прописан в документации по эксплуатации устройства.
Итак, в качестве резюме можно утверждать, что круиз-контроль — весьма полезное изобретение, позволяющее при грамотном подходе повысить безопасность движения. Этот ограничитель скорости пригождается в дальних переездах на междугородных трассах, где нет проблем с «рваным» трафиком и пробками, свойственными городским условиям. Между пассивным и активным КК следует выбирать второй как наиболее отвечающий современным требованиям.