За микроклимат в автомобиле отвечает специальное устройство. В современных моделях это может быть традиционный кондиционер или климат-контроль, более сложный по конструкции и предлагающий расширенный функционал. Попробуем разобраться, в чем состоит разница между этими системами, есть ли преимущества одной над другой и что лучше.
Специфика работы кондиционера проявляется прежде всего в простоте. Задача этого устройства состоит в том, чтобы подавать в салон авто охлажденный воздух в условиях повышенной температуры окружающей среды. Интенсивность обдува и направление воздушных потоков при этом регулируется вручную. Таким образом, от того, насколько корректно были произведены настройки, непосредственно зависит эффективность устройства кондиционирования.
Работа климат-контроля предполагает регулировку температуры и направления потоков воздуха в автоматическом режиме. В отличие от обычного кондиционера такая усовершенствованная система должна самостоятельно поддерживать заданный температурный режим в машине. Например, в зимнее время климатическая установка будет регулировать интенсивность обдува по мере прогрева мотора, осенью позволит избежать запотевания стекол путем подачи подсушенного воздуха, а летом позаботится о том, чтобы в салоне авто не было локальных зон перегрева или переохлаждения. То есть климат-контроль призван освободить водителя от ручных настроек устройства под изменения окружающей среды. Автоматика все это делает сама, причем более корректно, особенно в ситуациях с неравномерным охлаждением или прогревом салона под воздействием внешних факторов.
Помимо прочего, климатическая установка способна обеспечить дополнительные преимущества. Например, за счет рационального распределения потоков и оптимизации режимов работы вентилятора достигается экономия расхода горючего по сравнению с использованием кондиционера в аналогичных условиях. Некоторые устройства такого типа оснащаются датчиками качества воздуха, функция которых состоит в автоматической активации режима рециркуляции во избежание забора загрязненного воздуха. Раздельные системы климат-контроля дают возможность организовывать различные температурные режимы в разных частях салона автомобиля. Встречаются 2-, 3- и 4-зонные варианты таких устройств. Некоторые агрегаты дополнительно ароматизируют воздух в машине.
Принцип работы
Режимами функционирования таких компонентов климатической установки, как вентилятор, отопитель и кондиционер заведует электронный блок управления. Координация осуществляется на основании данных, которые блок управления получает с датчиков. Сюда входят показатели температуры двигателя, в салоне и за бортом, освещенности и другие. Ориентируется БУ на изначально заданные водителем желаемые температурные показатели. Автоматический режим может быть отключен с помощью клавиши или путем ручного изменения интенсивности и направления потоков.
Если рассматривать подробно, то структура климатического оборудования автомобиля выглядит следующим образом:
- Панель управления — обеспечивает установку нужных температурных параметров и режимов работы.
- Дефлекторы — отвечают за управление направлением воздушных потоков посредством отверстий-прорезей, выполненных в виде жалюзи (могут находиться на передней панели, центральной консоли и в других местах салона).
- Воздуховоды — внутренние пути, по которым воздух доставляется до отопителя, кондиционера и дефлекторов. Как правило, имеют заслонки, работа которых слышна в салоне.
- Вентиляторы — ускоряют поступление воздуха в салон снаружи, участвуют в изменении направления воздушных потоков. Интенсивность работы вентиляторов регулируется при помощи панели управления.
- Отопитель и кондиционер — устройства для повышения и понижения температуры воздуха соответственно. На то или другое направляются потоки воздуха заслонками.
- Воздушный фильтр — расходник, задерживающий твердые частицы и выхлопные газы.
- Датчики и блок контроля — считывают параметры, необходимые для автоматической работы системы, помогают поддерживать заданный режим.
Блок управления определяет режимы работы компонентов климат-контроля по прописанным алгоритмам. Непосредственно потоки воздуха направляются в нужную сторону с помощью заслонок, управляемых электроникой. В продвинутых устройствах учитывается температура и освещенность отдельных зон салона, за счет чего повышается точность поддержания необходимого микроклимата. Насколько адекватно будет реализовано управление автоматикой, зависит от проработки алгоритмов и сложности самой системы. Второй фактор, в свою очередь, напрямую влияет на ремонтопригодность установки.
Специфика работы климат-контроля
Когда климатической установке нужен теплый воздух, она его получает от радиатора отопителя. По этой причине в холодное время года устройство начинает гонять горячий воздух только по мере прогрева мотора. Некоторые модели автомобилей оснащаются автономными нагревателями, способными заметно ускорять данный процесс. С их помощью теплый воздух начинает поступать в салон практически сразу после запуска мотора. Это касается машин с ДВС. У электрокаров автономный нагреватель эксплуатирует батарею, что ускоряет ее разрядку.
Для охлаждения воздуха, за которое отвечает кондиционер, необходим фреон. Когда его уровень падает, нужно проводить дозаправку. Проверку объема хладагента рекомендуется проводить как минимум раз в два года. Из обслуживания системы также необходима периодическая замена воздушного фильтра, чистка радиатора, обработка испарителя. Может понадобиться замена вентиляторов по мере выработки ресурса. Для ремонта управляемых заслонок приходится разбирать переднюю панель, что повышает стоимость и трудоемкость мероприятия. Если выходит из строя электронная часть климат-контроля, успех ее восстановления зависит во многом от грамотно проведенной диагностики.
Что выбрать
Строго говоря, автоматизированные климатические устройства в автомобилях представляют собой технологическую эволюцию кондиционера, потому говорить, что лучше или хуже в данной ситуации будет не вполне корректно. Выбирая между этими агрегатами, нужно понимать их специфику, а также учитывать объективные преимущества и недостатки каждой.
Плюсы климат-контроля состоят в том, что он позволяет точнее настроить микроклимат в автомобиле, причем сделать это автоматически, без ручной регулировки. Устройство разделяет потоки на зоны, эффективно расходует энергию на обогрев, что благотворно сказывается на расходе топлива. Также наличие в авто климатической установки добавляет машине стоимости при продаже на вторичном рынке.
Однако есть и моменты, в которых выигрывает кондиционер. Прежде всего это касается простоты обслуживания и ремонта. Если из строя выходит такое устройство, бывает достаточно починить компрессор или конденсатор. В случаях с климатическими системами приходится иметь дело с ремонтом электроники, что дороже и более хлопотно. В эксплуатации кондиционеры также максимально просты, у них нет множества кнопок и циферблатов, способных сбить с толку неискушенного пользователя. Наконец, стандартными системами кондиционирования современные автомобили, как правило, комплектуются по умолчанию, тогда как климат-контроль рассматривается в качестве опции, требующей доплаты.